Отдел образования, спорта и туризма
Гомельского районного
исполнительного комитета
Телефон: 8 (0232) 36-21-10
E-mail: roogomel@yandex.ru
Адрес: 246042 г. Гомель,
ул. Ильича, 51а

Анонсы
24.09.2018
Наиболее значимые мероприятия Гомельского района с 24.09.2018 по 28.09.2018

14.09.2018
Наиболее значимые мероприятия Гомельского района с 17.09.2018 по 21.09.2018

07.09.2018
Наиболее значимые мероприятия Гомельского района с 10.09.2018 по 14.09.2018


Информационные ресурсы

 

 

Главная страница > Система образования
Из истории системы

Отсутствие научных знаний крестьянина компенсировалось  традиционными наблюдениями за природой. Она для него мать, к ней он обращался в сложные моменты жизни. Крестьянин был уверен в том, что природой управляют добрые и злые духи. Но для каждого из них можно найти свои подходы, определить средства взаимоотношений. Поэтом, как и раньше, крестьянин обращается к традиционным языческим обрядам, чувствуя влияние христианства. Особенно это видно на примере народных заговоров.

«От сглазу. Царица водица из под утренней зари и с под вечерней зари, серый камень обмывала, крутые берега стирала. Раб Фёдор рукой своей воду брал, рабу Алену умывал от всякого сглаза, от всякого часа избавлял, по свету не ходить, рабе Божьей больной быть. Амин».

«От плаксы. Прачыстая мацер Божжая на пакуце, а идал на парозе, а слуга, на старожы. Прачыстай Марыи Божжай малитву, а идалу – крыксы и плаксы, а дзецям на прасыпанне, штоб спала, прыядала и целу прыбывала. Амин». (Е. Романов. Белорусский сборник. Т.5 Мг. 1989 стр. 9-10).

«Имея целью усиление своих позиций в Северо-Западном крае, правительство провело ряд реформ народного просвещения, в результате которой территория современной Беларуси была включена в состав Виленского учебного округа. Русское правительство не разбиралось в положении дел, не понимало оно и угроз, которае исходили от пропольских руководителей Виленского округа и Виленского университета. Поэтому полонизация школы и общества сделала значительные успехи, и в целом это был период существенного расцвета польской культуры в пределах нашего края. В 1818 году в Вильно открывается Главное печатное общество для издания произведений на польском языке, появляется ряд изданий, научных обществ. Вильно в это время стал центром польской культуры».

Только после восстания 1831 года русское правительство поняло совершённые ошибки и начало проводить другую политику. В 1831 году произошло введение русского языка в делопроизводство края, Могилёвская и Витебская губернии отнесены к Петербурскому учебному округу. В 1831 году в Могилёвской губернии была прекращена деятельность Литовского Статута 1588 г. Реформы закончились указом Николая I о введении в крае русской администрации.

Таким образом, николаевское правительство поставило перед собой цель обрусить край. Но восстание 1863 года показало невозможность её решения.

Рост национального самосознания привёл к оживлению культурной жизни. Возрос интерес к своей истории, этнографии и фольклору.

Духовные потребности общества вынудили правительство открывать новые или расширять старые учебные заведения. Во II половине XVIII века в губернских и уездных городах были открыты народные училища, гимназии, ланкастерские школы по уставу от 5 августа 1786 года.

Первая в Гомельском уезде школа была открыта в городе Белице в 1790 году. Она оставалась единственной в Белицком уезде почти до середины XIX века. Известное как Белицкое 1-классное народное училище, оно было дополнено в 1833 году женской сменой. В училище получали начальное образование дети мещан, священников и купцов. «Получив новую организацию в 1833 году по типу приходских училищ, оно существует с этим названием в настоящее время (в 1911 году). По уставу 1828 года в Белице открыто ещё одно уездное училище, преобразованное в 1840 году в 3-классное. В 1865 году оно было упразднено и заменено прогимназией.

В 1790 году в городе (Белица) была открыта и ланкастерская школа, в которой вёл занятия один преподаватель. После того, как подобная школа была открыта в Гомеле, необходимость в ней исчезла, и она была закрыта». (Ф.А.Жудро, И.А.Серебров, Д.Н.Довгяло. Город Гомель. Вильна 1911 г., стр. 307).

Вопросам образования уделял значительное внимание и владелец м. Гомель князь Николай Петрович Румянцев. «При нём в 1797 году местечко обогатилось первым собственным рассадников просвещения, скромным по своим целям и средствам, но громким по названию – «гимназией». Гимназия давала своим питомцам, детям обывателей и окрестного духовенства, самые элементарные сведения в русском языке, счислении и каллиграфии, и ея первым учителем был «философ» Могилевский Духовной Семинарии Федор Голодковский, ревностно  исполнявший свои преподавательские и директорские обязанности. Гимназия неохотно посещалась сыновьями духовенства, так что консистория возложила обязанность наблюдать за отдачей в нее школьников 6-8 летнего возраста на Белицкое Духовное Правление, напоминая, что Духовное Правление могло и всегда должно понуждать нерадивых отцов к доставлению своих детей в тамошнюю гимназию неукоснительно…».

В сельской местности Беларуси, в том числе и современного Гомельского района, в XIX веке всё ещё была массовая неграмотность населения, преобладающее большинство малограмотных оставляли крестьяне. Но жизнь шла дальше, представляла новые требования: в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и культуры, во всех регионах Беларуси начали открываться так называемые народные училища, которые представляли собой тип начальной советской школы в системе народного образования.

Преобладающее большинство учащихся этих школ составляли дети крестьян. В июле 1834 года было принято российское «положение о народных училищах». Ученики изучали в этих школах Закон Божий, арифметику, письмо, чтение и церковное пение. Закон Божий преподавали священники, остальные предметы – учителя.

На процесс создания подобных школ на территории современного Гомельского района влияла близость города. Первые народные училища были открыты в 1850-х годах, а в 1900-1901 учебном году их насчитывалось уже 10: Бобовичское, Гомельское, Красненское, Марковичское, Поколюбичское, Прибытковское, Старобелицкое, Стародятловичское, Черетянское и Ерёминское.

Одни из старейших из этих учебных заведений – Стародятовичское и Старобелицкое училища – своих первых учеников (58 мальчиков и 11 девочек, 63 мальчика и 21 девочку соответственно) приняли в 1856 году.

Двое учителей народных училищ – выпускник Полоцкой учительской семинарии Иван Тихонович (преподавал в Поколюбичах) и Никита Коженов, учитель Ерёминского училища, были награждены серебряными медалями «За усердие».

В начале XX века создание народных училищ на территории современного Гомельского района продолжалось. Они были открыты в Гадичево, Грабовке, Глыбоцком, Азделино, Жеребном (сейчас Чкалово), Новой Мильче, Новых Терешковичах и др., всего 13 училищ.

Учебные заведения были общего типа: здесь учились вместе и мальчики, и девочки, последних, правда, значительно меньше. Народные училища обеспечивались за счёт государственной казны и местных жителей, главным образом, крестьян, которые выделяли средства на приобретение топлива, оснащения для классов, на зарплату учителям и сторожам и т.д. Кроме того, учителя получали хлеб (зерно, муку, крупы)  со сбора крестьянской общины. Их бесплатно обеспечивали квартирой и топливом.

Отличительным для народных училищ, расположенных на территории современного Гомельского района, было то, что в них работали учителями в основном выпускники Полоцкой учительской семинарии, а Закон Божий преподавали в основном бывшие выпускники Могилёвской духовной семинарии.

Создание и деятельность народных училищ являлось делом прогрессивным: они содействовали развитию грамотности, пробуждали в детях интерес к знаниям, науке.

Всероссийская перепись населения 1920 года показала, что в Гомельской губернии на 100 душ населения неграмотными были 66 человек, в то время как по губернии – 62 человека.

Благодаря активной деятельности местных Советов, практически уже в 1921 году в области удалось обновить сеть школ практически в её довоенном количестве, хотя количество педагогических кадров сократилось на 11%, а их квалификация - до 30-40% от довоенного уровня.

В Гомельском отделении Госиздательства напечатали 60 тыс. экземпляров хрестоматии Л.Н.Толстого, издали около 30 тыс. букварей Соторова. Но этого всего было недостаточно. В школах области один учебник приходился на 10 и более учащихся. Из-за отсутствия оконных стёкол во многих школах  занятия велись в помещениях с закрытыми окнами и при газовых лампах.

Во всех школах II-й ступени в срочном порядке вводится преподавание обществоведения, а уроки истории поручали преподавать только марксистам и велись по марксистским источникам.

Все частные школы, в том числе польская и еврейская национальная, были закрыты. Под запретом оказались «всяческие виды деятельности хедеров, другие».

В начале 1920-х гг. сформировалась по своим структуре и принципам система школьного обучения. В школах действовало самоуправление с единой организацией обучения.

В волости под школы определялись наиболее хорошо укомплектованные помещения за счёт зданий в бывших поместьях, домов духовенства, помещениях религиозных общин.

В 1923 году в Гомельской области уже работало  23 школы I и II ступени. Обучением было охвачено 65% детей школьного возраста.

К проблеме политехнизации в школах подошли с интересом, но без предварительной подготовки. Учителям были даны некоторые рекомендации. Школы закрепили за совхозами и колхозами (артелями).

30 августа 1923 года облисполкома рассмотрел вопрос о белорусизации в районе. Создали «…опытные школы для распространения белорусского языка», в решении подчёркивалось, что вопрос о белорусизации «…нельзя связать исключительно со статистическими сведениями переписи населения 1897 и 1920 годов, а главным образом, необходимо связать его с потребностями и волей населения, что…» может выявиться только при последовательном и систематической и культурной и школьной работами на белорусском языке». Такое решение полностью отвечало реальной ситуации.

Чтобы определить фактический национальный состав населения и его отношение к белорусизации в октябре 1926 года в Гомельской губернии работала комиссия ЦК ВКП (б).

По состоянию на 1 октября 1929 года в 31 сельсовете Гомельского района, в 72 деревнях, 184 посёлках и 39 других селениях, в которых проживало 82 839 человек, работало 76 школ. В том числе: белорусских – 72, русских – 2, польских – 1, еврейских – 1 школа. В целом, сеть образования в Гомельской волости до конца 20-х гг. увеличилась в 3,5 раза. Улучшилось и оснащение школ.

Оставалось низким посещение занятий и процент охвата детей школами. В 1929/30 г. в волости периодически не посещали школьные занятия около 25 % учащихся.

На 1 сентября 1938 года школьная сеть района объединяла 39 начальных, 15 – неполных средних, 8 – средних школ и 1 техникум. Здесь работали 93 учителя начальных классов, 156 – учителя 5-7 классов, 129 учителей средних школ и 15 преподавателей техникума.

Свидетельствуют документы: Народное образование 1929-1930 гг.

1.Подготовка к учебному году проведена недостаточно: значительный процент школ не кончил ремонт к началу нового учебного года. 25 % учащихся не посещают школу. Школы не обеспечены книгами, школьными принадлежностями.

 Дети бедноты не обеспечены обувью и одеждой. Работа комитетов содействия в школе на местах и в районе отсутствует. Строительство школ практически сорвано из-за недостаточно внимательного отношения со стороны райисполкома.

2.Популяризация вопроса всеобщего обучения проводилась исключительно только учителями, что до этого времени общественность не увлечена этим вопросом.

3.Парторганизации идут в хвосте, не управляют народным образованием.

4.К этому времени Гом. райпо не исполняет постановление ЦК об обеспечении учителей продуктами питания, из-за чего есть случаи, когда из-за отсутствия продовольствия учителя бегут из школ.

5.Вести самую решительную борьбу с прогулами в школах.

6.Организовать сбор средств в помощь детям бедноты одеждой и обувью и организацию горячих обедов.

7.Обеспечить сельских учителей.

8.Содействовать политехнизации школы.

9.Организовать культштаб в районе в составе Сердюкова, Порошина, Комисарчика, Знаменской, Горошка, Винницкого.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ V Гомельского уездного съезда Советов о народном  образовании

В момент, когда все военные фронты ликвидированы и есть возможность перейти к мирному строительству, V уездный съезд Советов находит необходимым признать работу наробраза одной из ударных в нашем строительстве и поручить уисполкому и волисполкомам нового состава принять следующие меры:

1.Отремонтировать к началу учебного года все школьные здания и, где таковых нет, по возможности построить новые.

2.Снабдить все школьные помещения дровами.

3.Отнести для каждой школы земельные участки для устройства показательных полей.

4.Использовать кооперацию в целях снабжения школ всем необходимым.

5.Обязать уисполком войти в предложением в губисполком об уравнении работников просвещения в отношении снабжения и оплаты труда с рабочими ударных предприятий.

6.Все мероприятия, поименованные в пунктах 1 и 3, провести силами местного исполнительного населения и на средства государства (лес, стекло, кирпич, гвозди и пр.).

7.Предложить уисполкому и волисполкомам поддерживать иницативу местного населения в проведении указанных мероприятий.

8.Предложить волнаробразам и волкоммунотделам принять самые энергичные меры к организации и открытию школьных учреждений в уезде, предоставив им в этом отношении самые широкие права.

В 1943 году 1010 детей школьного возраста охвачено обучением. Школы полностью не укомплектованы педагогическими кадрами. Не все дети-сироты взяты под патронаж.

1944-1945 учебный год:

Школьные здания отремонтированы. В районе работает 63 школы, в них обучается 7903 человека.

1945 год:

По району проведён учёт детей, которые подлежат обучению – 8530 человек. Количество учителей – 326 человек.

Полностью готовы к новому учебному году 6 школ: Приборская, Прибытковская, Улуковская, Урицкая, Брилёвская, Залипская и 25 начальных школ.

1954-1955 учебный год:

Сеть представлена 7 средними, 21 семилетней, 31 начальной школой.

Работа по ликвидации безграмотности в районе окончена до 15 декабря 1959 года.

1961 год:

В районе построены типовые здания школ в Бобовичах, Лопатино, Ольховке. В школах района работает 649 учителей, из которых 203 имеют высшее образование.

В районе работают 72 школы.

1970-е гг.:

«Много сделано в области улучшения материально-технической базы. Школы пополнились оборудованием на 201 тыс. руб., улучшился качественный состав педагогических кадров. Если с 1973 г. в районе работало 552 учителя с высшим образованием, то в 1975- 581. В районе осуществляется планомерный переход на классно-кабинетную систему обучения. По кабинетной системе работает 8 школ. Если в 1973 г. 47 школ дали 100% успеваемости, то в 1975 г. – 56 школ. Достигнуты определённые успехи в идейно-политическом, трудовом, эстетическом, нравственном воспитании».

1980 год:

В районе насчитывается 54 общеобразовательных школ: 20 средних, 17 восьмилетних, 17 начальных. В них обучается около 10 тысяч школьников, с которыми занимаются более 700 педагогов.

В начале 1990-х гг. система образования Гомельского района развивалось в русле тех событий, которые происходили в экономической и общественно-политической жизни страны. Для всей системы образования района 1991 год был отмечен сдачей в эксплуатацию школы на 162 учащихся в д.Чкалово.

Актуальным вопросом в деятельности учреждений образования Гомельского района в начале 1990-х гг. оставался переход к новому содержанию образования. Значительная роль в этом процессе принадлежала Государственной программе развития белорусского языка и иных национальных языков в Республике Беларусь. Согласно мероприятиям программы в Гомельском районе в 1993 году значительно увеличилось количество белорусскоязычных школ и дошкольных учреждений. С начала 1992/1993 учебного года на белорусский язык были переведены первые классы в 19 школах.

К началу 1993/1994 года в Гомельском районе насчитывалось45 школ, из которых 41 была белорусскоязычной. В учреждениях образования в это время работали 998 учителей и воспитателей.

На формирование развитого и современного образовательного пространства в Гомельском районе была направлена деятельность по реализации Программ развития образования Гомельского района на 1997-200 гг., утверждённой решением Гомельского райисполкома от 13.11.1996г.

В конце 1990-х гг. главной задачей педагогических коллективов являлся переход к новому содержанию образования в условиях реформирования общеобразовательной школы.

В 2002 году в районе действовали 21 средняя, 11 базовых, 1 начальная школа, 4 комплекса школа-сад. Произошли определённые изменения в школьной сети района: в 2002 году были закрыты Маковская и Зябровская начальные школы, Стародятловичская базовая школа, а Марковичская школа была реорганизована в школу-сад.


Отдел образования, спорта и туризма Гомельского райисполкома
ул. Ильича, 51а, г. Гомель,
246042 Республика Беларусь